Вопросы и теоретический материал для подготовки к зачёту.
1. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.
Словосочетание — это соединение двух и более слов, связанных подчинительной
связью по смыслу и грамматически, служащее для обозначения единого понятия
(предмета, действия и др.). В словосочетании есть главное и зависимое слово, то
есть от одного слова (главного) можно задать вопрос к другому (зависимому).
Типы
связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание
Тип связи
|
Примеры
|
Какой частью речи является зависимое слово
|
Характеристика связи
|
Согласование
|
Частые встречи.
|
Прилагательное.
|
Главное слово диктует зависимому род, число и падеж,
поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
|
Летящий мяч.
|
Причастие.
|
||
Наше право.
|
Согласуемое местоимение.
|
||
Третий ряд.
|
Порядковое числительное.
|
||
Красавица дочка.
Профессор Чайников.
|
Согласуемое существительное.
|
||
Управление
|
Начало игры.
Жарко у печки.
|
Существительное (часто с предлогом).
|
Главное слово диктует зависимому только падеж.
Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).
|
Попросить её.
|
Местоимение в функции существительного.
|
||
Примыкание
|
Ходить пешком.
|
Наречие.
|
Главное слово не способно диктовать зависимому свою
форму, потому что зависимое не изменяется.
|
Спать стоя.
|
Деепричастие.
|
||
Просил остаться.
Желание знать.
Хотел вернуться.
|
Неопределенная форма глагола.
|
||
Стать лучше.
Их одежда.
Причёска каре.
|
Сравнительная степень прилагательного,
притяжательные местоимения (их, её, его), неизменяемые прилагательные.
|
2. Главные члены предложение. Подлежащее.
Подлежащее — это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чем
говорится в предложении.
В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и
словосочетание.
Подлежащее — одно слово:
1) слова разных частей речи в предметном значении:
—
существительное в И. п.: Идет дождь.
—
местоимение-существиельное в И. п.: Я люблю осень.
—
прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.: Бородатый оглянулся.
—
причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.: Сидящий поднял голову.
—
наречие: Твои завтра мне надоели.
—
междометие: По лесу разносилось «ау».
2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении: Десять не делится на три без
остатка.
3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться — дело нужное.
Местоположение подлежащего, выраженного инфинитивом, в предложении не
закреплено (например, за абсолютным началом предложения); ср.: Дело нужное — учиться. Если в предложении
один из главных членов выражен существительным в И. п. , а другой —
инфинитивом, то инфинитив будет выступать как подлежащее.
4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении
о нем выносится суждение как о языковой единице: Иди — форма
повелительного наклонения глагола; Не — отрицательная
частица.
Подлежащее — словосочетание:
1. Подлежащее — фразеологически свободное, но синтаксически связанное
словосочетание:
1)
конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с
+ Т. п. другого сущ. ) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн.
числе:
Брат с сестрой вернулись порознь — ср.: Мать
с ребенком ходила к врачу.
2)
слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р.
п.:
Прошло три года. Куча вещей скопилась в углу. У меня много
работы.
3)
при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено
словосочетанием без И. п.: Около / до тысячи человек вмещается в этом
зале. От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.
4)
конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из
+ существительное в Р. п. ) с выделительным значением: Любой из них мог это сделать. Трое
из выпускников получили золотые медали.
Самый умный из учеников не смог решить эту
задачу.
5)
инфинитив + инфинитив / имя: Быть грамотным престижно. Хотеть
стать грамотным естественно.
2.
Подлежащее — фразеологизм: Впадать в истерику на ровном месте было
его любимым занятием. У него золотые руки.
3. Главные члены предложения. Сказуемое.
Простое глагольное
|
Составное глагольное
|
Составное именное
|
Выражается глаголом в форме одного из наклонений
|
Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив
|
Вспомогательный глагол + именная часть
|
Отвечает на вопрос
Что делает?
Что делал?
Что будет делать?
|
Отвечает на вопрос
Что делает?
Что делал?
Что будет делать?
|
Отвечает на вопрос
Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?
|
Простое глагольное сказуемое.
Это самый простой тип сказуемого: оно выражено глаголом в каком-либо
наклонении. Он будет долго вспоминать о былом (будущее сложное).
Пусть звезды вечно освещают
твой долгий-долгий зимний путь (повелительное наклонение). Он вышел из себя (фразеологизм).
Они ждали, ждали и не дождались (повторение одного
глагола в разных формах).
Весны ждала, ждала природа (повторение одинаковых глагольных форм).
Обижайся не обижайся, а все равно будет
по-моему (повторение одного глагола с частицей не).
Пойду прогуляюсь (сочетание разных
глаголов в одинаковой форме).
Составное глагольное
|
Составное именное
|
вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив
Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.
Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.
Ученики хотят учиться.
Я буду рад встретить тебя.
|
вспомогательный глагол + именная часть
Именная часть может
быть выражена:
Существ., прилаг., числит., местоим., прич.
Кратким прилаг ., прич.
Сравн. степенью прилаг.
Наречием
|
Вспомогательные глаголы.
|
|
1.Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил,
перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).
2.Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался,
желал, хотел, старался, стремился, решил,
вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)
3. Фразеологический оборот (Я не имею намерения вредить вам).
|
1. Глагол со значением
движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять,
сидеть
2. (Она сидела задумчивая).
3.Глаголы стать, становиться,
делаться, казаться, являться, считаться, называться
(Девочка казалась весёлой).
4.Вспомогательный глагол: быть в наст. вр.
отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. (Молодой
человек весёлый.
Молодой человек был весел)
5. Обороты типа: Хотел стать пожарным. Может быть мужем.
6.Неделимое словосочетание (Море стало
чернее ночи).
|
4. Второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения,
дополнения и обстоятельства. В
основу такого деления положены, прежде всего, логические понятия объекта и
обстоятельства, например: Вокруг великолепным белым ковром расстилалась
снежная равнина — обстоятельство, выраженное наречием вокруг, поясняет сказуемое
расстилалась; определение, выраженное именем прилагательным снежная, поясняет
подлежащее равнина.
Название членов предложения
|
Что обозначает
|
На какие вопросы отвечает
|
Чем бывает выражено
|
Дополнение
|
Предмет
|
Кого?
Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чѐм?
|
Существ.,
местоим.
и др.
частями речи.
|
Определение:
-
согласованное (т.ч.приложение)
-
несогласованное
|
Признак
предмета
|
Какой?
чей?
|
Прилаг.,
местоим.
и др.
част, речи
|
Какой?
чей?
|
Существительным
|
||
Какой?
чей?
|
Существ.,
глаголом
и др.
част, речи
|
||
Обстоятельства:
|
|||
- места
- времени
- цели
- причины
и место
образа
действия
- условия
- уступки
|
Признак
действия:
|
Где? Куда?
Откуда?
|
Существ.,
наречием и др. частями речи
|
-время
|
Когда? С
какого времени? До какого времени?
|
||
-цель
|
Зачем? Для
чего? С какой целью?
|
||
-причину
|
Почему? По
какой причине?
|
||
- образ
действия
|
Как? Каким
образом?
|
||
- условие
|
При каком
условии?
|
||
- уступку
|
Несмотря
на что?
|
Дополнение — второстепенный член
предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей и служащий для
распространения или пояснения сказуемого или другого члена предложения.
Дополнение (лат. — предмет) обозначает объект действия, состояния или признака,
например: слушать лекцию, бояться воды, верность другу.
Дополнение может быть выражено:
а) именем существительным: Врач несѐт ответственность за жизнь (за
что?) больного;
б) местоимением: Мне (кому?) очень нравится читать;
в) именем числительным: Оставшееся количество вещества разделим на
три;
г) наречием: Задание надо было выполнить на сегодня;
д) неопределѐнной формой глагола: Я прошу тебя сообщить о твоем
здоровье;
е) субстантивированным прилагательным: Неожиданно заговорили о
былом.
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение относится к переходному
глаголу и обозначает объект, на который непосредственно распространяется действие.
Прямое дополнение выражается существительным в винительном падеже без
предлога: Студенты слушают лекцию. Оно может быть выражено
также существительным в родительном падеже, если: 1) действие направлено не на
весь предмет, а только на его часть: Отрежь мне хлеба; 2)
сказуемое выражает отрицание: Он не сказал самого главного.
Все остальные дополнения называются косвенными.
Обозначает непрямой объект, отвечает на вопросы косвенных падежей и
относится к непереходным глаголам, существительным, прилагательным, наречиям и
выражается всеми формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов: Ничто
на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.
Определение (лат. — определение) — второстепенный член предложения, который обозначает
признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? скольких?
Определение всегда относится к слову с предметным значением, т. е. к
существительному или слову, употребляемому в значении существительного, и
выражает различные его признаки:
а) качество или свойство — интересная книга, устойчивый характер;
б) отношение к другому предмету, действию, месту или времени — железный
столб, точильный инструмент, дорожный знак, утренний сон;
в) принадлежность — его мысль;
г) количество или порядок предметов — двух студентов, первый экзамен.
В зависимости от характера синтаксической связи с поясняемым словом
определения делятся на два вида: согласованные и несогласованные.
Согласованные определения связываются с
определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде,
числе, падеже, например: верный друг, яркие краски, написанная повесть.
Несогласованные определения связываются с
определяемым словом по способу управления, реже примыкания, например: зал
для концертов, чтение вслух.
Особым видом определения является приложение.
Приложение (лат.— приложение) — определение,
выраженное именем существительным, обычно согласованным с определяемым словом в
падеже и числе.
Приложение относится к существительному и обозначает:
1) качество или свойство предмета, лица: На бугре берѐза — свечка в
лунных перьях серебра (С. Есенин). Дождь-ситничек зарядил надолго;
2) профессию лица, его звание, должность, национальность, социальное
положение, родственные отношения: По лѐгкой подтянутой фигуре его можно
было принять за вышедшего в запас офицера-строевика (В. Овечкин). Молодая
женщина-врач беседовала с пациентом. Два мальчика-подростка оживлѐнно что-то
рассказывали друг другу. На конкурсе победила девушка-россиянка;
3) названия рек, морей, озѐр, гор, городов, сѐл: Река Днепр впадает
в Днепровский лиман Чѐрного моря;
4) вид родового понятия — названия растений, птиц: Травы мята,
зверобой, полынь обладают лечебными свойствами;
5) названия газет, журналов, произведений, предприятий, фирм: В
журнале «Медицинская сестра» часто рассказывается об интересных людях этой
профессии.
Обстоятельство — второстепенный член предложения, который указывает на обстановку и характер
действия, состояния или признака и отвечает на вопросы о способе, месте,
времени, цели, причине, условии действия: как? где? куда? каким
образом? почему?
По значению обстоятельства делятся на обстоятельства образа действия, меры
и степени, места, времени, условия, цели, причины, уступки, условия (см.
табл.). Грамотно и уверенно отвечали студенты-выпускники, на экзамене.
Кругом расстилалась бескрайняя пустыня. Вдали мелькнул долгожданный огонѐк.
Обстоятельства могут быть выражены наречиями или существительными в формах
косвенных падежей с предлогами и без предлогов.
Кроме того, обстоятельства образа действия, времени, причины, цели могут
быть выражены деепричастными оборотами, например:
1) Часто занимаясь в библиотеке, я научился работать со справочной
литературой. 2) Мы неоднократно проводили опыты, желая
получить необходимые результаты.
Обстоятельство цели может быть выражено неопределѐнной формой глагола,
например; Я пришѐл повидать тебя.
5. Односоставные
предложения. Типы односоставных предложений.
Предложения делятся на односоставные и двусоставные.
Грамматическая основа двусоставных
предложений состоит из
двух главных членов — подлежащего и сказуемого:
Странная просьба Чичикова прервала вдруг все его мечтания.
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена — подлежащего или
сказуемого:
Молодые березки и теперь сажают в
парках и крупных городах; Красный кафтан, башмаки золотые, русый парик, рукава в кружевах.
При этом односоставному предложению свойственна смысловая
полнота.
ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Определенно-личные предложения
Определенно-личные односоставные предложения выражают
действие, соотнесённое с определённым, но не названным лицом: Я аккуратно поднимаю руку. Стягиваю шаль с одного уха. Пьём кофе с молоком за большим
столом, накрытым чистой скатертью. Давайте
восклицать и плакать откровенно
то вместе, то врозь, а то попеременно.
Для определенно-личных предложений характерны следующие
признаки:
1) деятель есть, он определён, но не назван;
2) можно вставить подлежащее я, мы, ты вы;
3) сказуемое выражено:
— глаголом 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа
изъявительного наклонения наст. или буд. времени;
— глаголом повелительного наклонения.
Неопределённо-личные предложения
Неопределенно-личные односоставные предложения обозначают
действие, совершаемое неопределёнными или необозначенными лицами: Мост начали было
ремонтировать(они, какие-то люди), да из-за кризиса, видно перестали. В конце
войны в нашу деревню пригоняют пленных немцев. Меня никуда не отпускали, выходных мне не давали, держали строго, почти по-военному.
Для неопределенно-личных предложений характерны следующие признаки:
1) деятель есть, но не назван и не определен, так как
неважен; важен результат деятельности;
2) можно вставить подлежащее они, какие-то люди;
3) сказуемое выражено только формой глагола мн.ч.:
— 3-го лица изъявительного наклонения наст. или буд. вр.;
— прош. вр. изъявительного наклонения;
— условного наклонения;
Обобщённо-личные предложения
Обобщённо-личные односоставные предложения не сообщают о
конкретных действиях, а выражают общие суждения, применимые к любому лицу.
Часто это пословицы, общеизвестные истины, афоризмы: Любишь кататься — люби и саночки возить; Цыплят по
осени считают.
Век живи — век учись. Блины пекут на молоке.
Для обобщённо-личных предложений характерны следующие признаки:
1) деятель есть, он не назван, но мыслится как
обобщённый;
2) можно вставить подлежащее каждый, любой, все люди;
3) по структуре совпадают с определенно-личными или
неопределенно-личными;
4) являются пословицами, поговорками, нравоучениями и
истинами, афоризмами;
Безличные предложения
Безличные односоставные предложения — это предложения, в
которых деятеля нет и быть не может: Мне нужно было прийти к обеду. Холодно и сыро; Лицом к лицу, лица не увидать; Саду цвесть; Нет ни души; Пахнет черёмухой; Расцветает; За окном метёт.
Они выражают:
1) процесс или состояние, независимые от активного
деятеля, от воли человека: Мне не терпится;
2) состояние природы: На
улице пасмурно;
3) действия неведомой силы, стихии: Машину занесло на перекрёстке;
4) действие косвенного субъекта: Ветром сорвало плакат;
5) отсутствие чего-либо: Нет времени; Ни людей, ни животных;
6) модальные значения (долженствования, необходимости,
возможности, невозможности): Нужно
задуматься; Следует
согласиться.
Для безличных предложений характерно:
1) деятеля нет и быть не может;
2) сказуемое не сочетание с Им.п.;
3) сказуемое выражено:
— безличным глаголом;
— личным глаголом в безличном употреблении;
— кратким страдательным причастием;
— инфинитивом и различными вспомогательными компонентами;
— словами состояния со связочным компонентом и
инфинитивом или без них;
— отрицательным словом в сочетании с родительным падежом;
— существительным в форме родительного падежа с
отрицанием;
— инфинитивом (одни лингвисты выделяют тип инфинитивных
предложений, а другие рассматривают их как вид безличных);
4) выражают:
— процесс или состояние, независимые от активного
деятеля;
— состояние природы;
— действия неведомой силы, стихии;
— действие, производимое косвенным субъектом;
— отсутствие чего-либо;
— модальные значения.
Назывные предложения
Односоставные назывные (номинативные) предложения имеют
один главный член — подлежащее, выраженное существительным в форме
именительного падежа (реже — личным местоимением или числительным):
Прозрачный весенний воздух. Ползущие
медленно и лениво облака. Утро. Мороз. Вот и поворот. Такие
предложения служат для констатации факта существования чего-либо в реальной
действительности, то есть называют существующие здесь и сейчас предметы или
явления.
Для назывных предложений характерны следующие признаки:
1) наличие только подлежащего;
2) выражают факт существования предмета или явления здесь
и сейчас
3) не имеют дополнений и обстоятельств
могут включать согласованные и несогласованные
определения, частицы, указательные слова
4) не является назывным предложением именительный
представления (именительный темы).
9. Правописание суффиксов
причастий.
1. В действительных причастиях настоящего времени пишутся
суффиксы:
а) -ущ-, -ющ-,
если причастие образовано от глагола I спряжения, например: идущий (идти,
идут), рисующий (рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);
б) -ащ-, -ящ-,
если причастие образовано от глагола II спряжения, например: кричащий (кричать,
кричат), летящий (лететь, летят), строящийся (строиться, строятся).
2. В страдательных причастиях настоящего времени пишутся
суффиксы:
а) -ем-, если
причастие образовано от глагола I спряжения, например: исполняемый (исполнять,
исполняют), рисуемый (рисовать, рисуют);
б) -им-, если
причастие образовано от глагола II спряжения, например: хранимый (хранить,
хранят), слышимый (слышать, слышат).
Примечание. В книжной
речи используются немногочисленные страдательные причастия настоящего времени с
суффиксом -ом-,
образованные от глаголов I спряжения, например: вести — ведут — ведомый.
3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется а или я, если в неопределённой форме глагола перед -ть стоит а или я, например: задержать — задержанный, обстрелять —
обстрелянный. Если в неопределённой форме глагола перед -тъ стоит и или е, в страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется е, например:
просмотреть — просмотренный, застрелить — застреленный.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ в формате ОГЭ (тест)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- В окошке комментария напишите то,что хотели.
- В строке Подпись комментария выберите Имя/URL. (Никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Публикация.
Спасибо!