Как работать над сочинением

ПРАВИЛО 1. Сочинение - жанр, отрицающий переписывание. Штудируя критическую литературу и выбирая "сочные" предложения, мы не обогащаем своё сочинение, а занимаемся плагиатом. Конечно, можно обращаться к критической литературе, но лишь для того, чтобы убедиться, так ли понял основную мысль произведения, всё ли подметил. Философия произведения чужими глазами окажет вам помощь для внутренней работы, для глубокого понимания произведения. Но мысли, впечатления, выводы и утверждения должны быть лишь одного автора – автора самого сочинения.
ПРАВИЛО 2. Если вы пишите сочинение по литературному произведению (а это самый распространённый вариант ), произведение должно быть прочитано. И краткое содержание тут не подойдёт. Вообще, трудно объяснить, для чего вообще нужны эти издания с кратким содержанием литературных произведений. В курс школьной литературы включены только выдающиеся произведения, классика литературы, художественное и духовное наследие, достояние. И ребёнок должен это понимать. Он сам должен увидеть в романе, поэме или рассказе глубокий смысл, необычный сюжет, талантливое слово и, внимание, актуальность. Почему сегодня стоит прочесть эту книгу? Без ответа на этот вопрос, невозможно пробудить настоящий интерес к литературе.
ПРАВИЛО 3. Чтобы написать сочинение, нужен план. Это понимают даже те, кто великолепно преуспел в деле. Но если кому-то достаточно набросать план «в уме», то для не особо преуспевших в вопросе написания сочинений всё же нужно план записать, да не забыть о пометках. В принципе, неизменными остаются три части: вступление, основная часть и заключение. Вступление предвосхищает основную часть, в нём есть место выражению ваших эмоций и чувств, вступление увлекает и «рекламирует» основную часть. Здесь часто употребляют эпиграфы, интересные высказывания, здесь задаётся общее настроение сочинения.
ПРАВИЛО 4. В основной части автор непосредственно раскрывает тему сочинения. Если это образ героя, то он рассматривается целостно, не оставляя «за бортом» немаловажные, для чего-то же отмеченные автором стороны, детали. Не пишите, если сами не до конца всё поняли в произведении, если сюжетная линия для вас где-то потеряна. Возможно, стоит перечитать произведение. Не бойтесь спрашивать учителя, он только одобрит ваш интерес и пытливость.
ПРАВИЛО 5. Если всё же вам какая-то мысль критика  очень понравилась, то попробуйте развить её, объяснить своими словами. Потом оцените, будет ли она привязана к основной теме сочинения, к общему тексту. Но всё же лучше прибегать к цитатам. Это не только подчеркнёт вашу осведомлённость и готовность к работе, но и будет этично.
И последнее ПРАВИЛО: не садитесь за чистый лист. Это значит, что  у вас уже должен быть некий образ будущего сочинения. Сложно сидеть за письменным столом и представлять, что и как я напишу. А вот, к примеру, вы идёте в магазин, выгуливаете собаку, моете посуду и ... рождаете в уме будущее сочинение. Стоит попробовать и результат вас приятно удивит.
  И, конечно, самое главное – слушайте учителя. От вас ведь не требуют сверхзнаний и сверхумений, а значит, всё вам по силам. Научиться писать сочинения – большой труд, который непременно пригодится в будущем; красивая, грамотная речь и умение высказывать свою точку зрения являются значимыми приобретениями в современном мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- В окошке комментария напишите то,что хотели.
- В строке Подпись комментария выберите Имя/URL. (Никто не любит анонимов!)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Публикация.
Спасибо!